25.12.2024г.
Консультация для воспитателей
«Функциональная грамотность дошкольника»
В последние годы сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.
Что такое функциональная грамотность? Само понятие «функциональная грамотность» вошло в лексикон в 1957 году с подачи ЮНЕСКО. Сначала понятие «функциональная грамотность» трактовалось как ликвидация безграмотности, но впоследствии приобрело более широкое значение – как способность использовать знания для решения любых жизненных задач.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (Алексей Алексеевич Леонтьев, Известный российский психолог, филолог, педагог и психолингвист, научный руководитель ассоциации «Школа 2000…»)
Теперь уже функционально грамотный человек – это не просто тот, кто научился читать и писать, изучил основы некоторых наук, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.
Функциональная грамотность связана с готовностью:
— добывать знания;
— применять знания и умения;
— оценивать знания и умения;
— осуществлять саморазвитие.
В международных образовательных стандартах функциональной грамотности выделяют три основных направления.
- читательская грамотность,
- математическая грамотность
- естественнонаучная грамотность,
Из этих составляющих формируются глобальные компетентности.
Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок универсальных учебных действий).
Функциональная грамотность дошкольников — это определенный уровень образованности на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.
Дошкольное образование является базисом для формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФОП ДО. Выделяют основные направления формирования функциональной грамотности на этапе дошкольного образования:
- формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
- формирование речевой активности дошкольников;
- формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
- формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.
- Читательская грамотность – это умение читать, владение техникой чтения
- Читательская грамотность – это умение читать и понимать текст
- Читательская грамотность – это умение читать и понимать текст, использовать его для решения разных задач
Читательская грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать тексты, чтобы расширять свои представления и возможности, взаимодействовать с социальным окружением.
Этапы формирования основ читательской грамотности
Организационно подготовительный | Организация соответствующей предметно развивающей и речевой среды |
Мотивационно диагностический | Продуманный анализ содержания произведения |
Деятельностный | Развитие у детей самостоятельности в словесно творческих проявлениях |
Рефлексивный | Организация совместной игровой деятельности с детьми по мотивам произведения художественной литературы |
Действия педагогов: после прочтения книги – вопросы по содержанию, оценка поступков героев, способность себя поставить на место героев и высказывание своего мнения о том, как бы сам ребёнок поступил на его месте; придумать продолжение; нахождение аналогии в поступках героев и поступках окружающих людей; обсуждение последствий поступков героев и т.д.
Математическая грамотность
способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
- Математическая грамотность в дошкольном возрасте – это владение навыками счета, арифметическими действиями сложения и вычитания, умением сравнивать предметы по величине, решать задачи, знание цифр. Не просто счёт наизусть, а
- умение отсчитывать заданное устно количество предметов,
- пересчитывать реальные предметы, называя количество и показывая соответствующую цифру,
- умение использовать количественные и порядковые числительные;
- оценивать количество предметов «на глаз» и определять, где предметов больше или меньше;
- определять количественные характеристики предметов и объектов, пространственных и временных категорий (у стула 4 ножки, у жука 6 лап, в комнате 3 окна, в неделе 7 дней и т.д.);
- узнавать цифры в непосредственном окружении (на часах, номерах домов, автобусов и т.д.)
- Математическая грамотность ребенка-дошкольника – это овладение понятиями величина, счет и количество, овладение пространственно-временными представлениями в рамках программы
- Умение сравнивать реальные объекты по их признакам (мой карандаш длиннее, его мешок тяжелее и т.д.)
- Устанавливать временные отношения (сначала, потом, до, после, раньше, позже, во время (сна, обеда, занятий));
- Устанавливать и моделировать пространственные отношения (Встань рядом с Сашей. Встань сбоку от Вовы. Таня, встань пред Машей слева от Лены)
- Умение переносить свойства геометрических эталонов на реальные предметы (на какую фигуру похоже, покатится предмет или нет);
- Описывать направление движения (Дойди до домика лисички: сначала найди грибочек, затем иди на солнышко)
- Математическая грамотность – способность применять полученные знания для решения жизненных задач.
- группировать и сортировать реальные предметы и пояснять, как они разложили предметы на группы и по какому признаку;
- участвовать в обсуждении проблем того, что может случиться, не может случиться никогда, случится обязательно (Войдет ли в эту норку слон? А мышка? Будет ли сегодня дождь? Снег? Расцветут ли завтра цветы?)
Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.
Естественнонаучная грамотность
способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
- Естественнонаучная грамотность в дошкольном возрасте – это достаточно широкий кругозор ребенка (в соответствии с программой);
- Естественнонаучная грамотность ребенка-дошкольника – это овладение обобщающими понятиями о живой и неживой природе, развитые первичные экологические представления
- Естественнонаучная грамотность – способность применять полученные знания для безопасного поведения в природе
ФГОС ДО включает практически все умения, характеризующие естественнонаучную грамотность, но они растворены в Стандарте среди других предметных и метапредметных результатов.
В разделе «Познавательное развитие» содержатся основные задачи формирования естественнонаучной грамотности. Распространенные методы –
- Познавательно-исследовательские действия (отдельные действия с различными объектами с целью получения быстрого вывода. «Поймай снежинку на ладошку. Она быстро растает. На одежде, на земле снежинки не тают. Почему?»)
- Экспериментирование с материалами и веществами (специально организованная кратковременная деятельность с различными материалами и веществами, требующая создания определённых условий, привлечения дополнительных материалов для получения вывода о конкретных свойствах изучаемых объектов. Изучение свойств воды: прозрачность (помещаем в воду разл предметы), без вкуса и запаха (пробуем, нюхаем), принимает разную форму (помещаем в сосуды разной формы) и т.д.)
- Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) – включает в себя познавательно-исследовательские действия, экспериментирование с материалами и веществами, поиск ответов на вопросы в различных источниках. (Например, изучение свойств снега. Это процесс длительный, т.к. включает в себя наблюдение за снегом при разной температуре на улице, в помещении, рассматривание и изучение формы снежинок. Для этого можно использовать микроскоп, познавательную литературу, фильмы и т.д.)
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями
Естественнонаучно грамотный человек способен аргументированно обсуждать проблемы, относящиеся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.
Естественнонаучная грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. (АРТ-Талант)
Социально — коммуникативная грамотность – это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков человека, позволяющих ему эффективно общаться независимо от различных обстоятельств в письменной и устной форме. Это знание законов, правил и приемов эффективной устной и письменной коммуникации
Человек, обладающий коммуникативной грамотностью
- знает правила общения и умеет их применять с учетом конкретной ситуации,
- владеет нормами и тактиками общения, речевым этикетом, которые эффективно использует в любой коммуникативной ситуации.
- выстраивает общение, учитывая такие параметры, как возраст и национальность собеседника, уровень его культуры, должность, эмоциональное состояние и прочее.
Коммуникативная грамотность содержит два последовательно осваиваемых уровня:
1) знание норм (шаблонов) общения (устного и письменного), принятых в обществе для стереотипных коммуникативных ситуаций и их применение, то есть владение речевым этикетом для обычных ситуаций общения;
2) знание и использование правил и способов эффективной коммуникации в типичных ситуациях общения.
Человек, владеющий первым уровнем коммуникативной грамотности, знает, как надо общаться, а человек, владеющий вторым уровнем коммуникативной грамотности, знает, как общаться эффективно.
Одним из важных условий формирования у субъекта коммуникативной грамотности является его языковая грамотность, которая включает, в частности, читательскую грамотность
Овладение коммуникативной грамотностью начинается с раннего детства и связано с освоением ребенком различных социальных ролей (дочь (сын), внучка (внук), воспитанник ДОУ, друг (подруга) и т.д.). Это предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на действия окружающих людей, понимать мотивы их поведения и находить оптимальные способы общения и взаимодействия. Дети в дошкольном возрасте приобретают разнообразный социальный опыт и учатся конструктивному общению, осваивают приемы речевого этикета, такие как приветствие и прощание, приглашение и просьба, разговор по телефону и пр.
Основы коммуникативной грамотности, которые формируются у дошкольника, дают ему возможность включения в любой детский коллектив и умения налаживать эффективное общение. Умение взаимодействовать с людьми разного возраста, придерживающимися различных ценностей и традиций, подтверждает высокий уровень сформированности основ коммуникативной грамотности.
Условиями успешного развития предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста являются:
− наличие положительной направленности детей на общение со сверстниками (желание ребёнка вступать в контакт с окружающими, организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, разрешать ситуации конфликта);
− знание детьми правил общения, действенных вариантов поведения в процессе коммуникации;
− овладение умениями совместного речевого диалога;
− совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, описанные в ФГОС ДО (целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования) соотносятся с характеристиками коммуникативной грамотности в части овладения основными культурными способами коммуникативной деятельности, построения речевого высказывания в стандартной ситуации коммуникации, умения общаться и договариваться со взрослыми и сверстниками, учитывая интересы и эмоции других, разрешать конфликты.
Показателем наличия сформированных основ коммуникативной грамотности дошкольников будет являться готовность применять полученный коммуникативный опыт, опирающийся на знания, умения, навыки общения, как в значимой для ребенка деятельности, так и в разных жизненных ситуациях.
Методами и формами развития предпосылок коммуникативной грамотности детей дошкольного возраста в разные возрастные периоды будут являться:
младший дошкольный возраст (2–4 года) – игры-эксперименты и игры-путешествия по освоению предметного мира, сюжетно-отобразительные и сюжетные игры, коммуникативные игры и ситуации общения, простейшие поисковые и проблемные ситуации, игры с моделированием, чтение художественной литературы и театрализованные игры по их содержанию.
средний дошкольный возраст (4–5 лет) – сюжетно-ролевые и режиссерские игры, коммуникативные игры, игровые проблемные и поисковые ситуации, игры-экспериментирования и игры-путешествия, театрализованные игры, беседы воспитателя и детей с элементами игры.
старший дошкольный возраст (5–7 лет) – проблемно-игровые, проблемно-поисковые ситуации, метод проектов (детские проекты), коллекционирование, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, детское словотворчество (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми коротких стихов, например, лимериков).
В качестве одного из средств формирования предпосылок коммуникативной грамотности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста, через которую он познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни.
Из этих составляющих функциональной грамотности вытекают глобальные компетенции.
Так что такое глобальные компетенции? Это способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской, естественнонаучной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде.
Формирование предпосылок функциональной грамотности необходимо начинать уже с дошкольного возраста, т. к. функциональная грамотность становится
- одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности,
- потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.
Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира.
Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детског сада в школе.
08.04.2024г.
21.02.2024г.
Выступление на педагогическом совете.
Тема: «Физкультурно-оздоровительная работа как важнейший компонент здорового образа жизни
(из опыта работы)
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях является важным звеном в образовании детей дошкольного возраста и в настоящее время приобретает ещё более актуальное значение.
Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Что же такое физкультурно – оздоровительная работа в ДОО?
Физкультурно – оздоровительная работа – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, двигательной, трудовой, художественной. Для достижения целей имеет значение: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии ребёнка.
Иными словами, на занятиях по физической культуре решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Опыт работы показывает, что физкультурное занятие как основная форма работы по физкультуре заняла прочное место в работе педагогов. Творческий подход к организации методики физкультурных занятий, обеспечивает формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься физкультурой.
Если же физкультурные занятия сухие, однообразные, и как следствие этого – отсутствие интереса, желания заниматься физкультурой и слабое физическое развитие и здоровье. Ведущее место занимают нетрадиционные физкультурные занятия.
Возросшие за последние годы требования дошкольной программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.
дефицитом движений и сниженным иммунитетом.
Актуальность физкультурно – оздоровительной работы.
Совершенствование работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуально.
Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Выполняя общие задачи всестороннего развития личности, физическое воспитание имеет и свое особое назначение. Его задачи сложны и многообразны.
1.Укрепление здоровья и закаливания организма дошкольников, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности. Сохранение здоровья русской нации является государственной задачей. Успешному решению задачи способствует систематический врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья, за динамикой физического развития.
В своей работе я использую различные виды образовательной деятельности: сюжетно – игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной интенсивной степени; занятия соревнования (эстафеты), где выявляют победителей; занятия- тренировки основных видов движений.
Большую часть времени ребёнок проводит в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность по организации режима дня детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Образовательные:
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему физкультурно – оздоровительной работы.
- Совершенствовать физкультурно оздоровительную работу посредством тесного сотрудничества педагога и родителей воспитанников по реализации новых нетрадиционных подходов, форм и методов оздоровления детей.
Воспитательные задачи
- Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности;
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
- Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные задачи
- Охрана укрепления физического и психического здоровья детей;
- Совершенствование функций организма средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, закаливания и подвижных игр.
- Формирование гигиенических навыков;
- Коррекция нарушений опорно – двигательного аппарата.
Ожидаемый результат
- Повышение интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями на основе получения удовлетворения от них;
- Повышение уровня развития двигательных способностей и физической подготовленности ребёнка;
- Улучшение состояния опорно – двигательного аппарата у ребёнка.
Ведущие принципы физкультурно-оздоровительной работы:
- Личностно ориентированный подход к каждому ребёнку.
- Систематичность
- Последовательность
- Доступность
- Постепенность
- Комплексность.
В работе с детьми в нашей группе существует целевая установка, которая делится на две цикла:
1 Познавательный.
2 Оздоровительный.
Познавательный цикл:
- Ознакомление детей с важнейшими анатомо – физиологическими понятиями.
- Развитие умения соблюдать правила личной гигиены.
- Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.
- Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умение сравнивать и обобщать.
Оздоровительный цикл:
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Развитие общей моторики детей.
- Формирование потребности в двигательной активности.
- Привитие элементарных КГ навыков .
Наиболее приемлемые формы работы оздоровления детей используемые в нашей группе:
Ежедневно группе реализуется несколько форм физкультурно – оздоровительной деятельности:
- Утренняя гимнастика в группе и на открытом воздухе,
- Разнообразные подвижные игры в течение всего дня,
- Занятия по физической культуре в группе и на воздухе, что позволяет обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку.
Используются все природные факторы: вода, солнце, воздух.
Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются.
Профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний в осенне – зимний период проводит медицинская сестра. Сюда входит поддержание чистоты, ежедневная обработка раствором хлорамина групп в период вспышки ОРВИ, вакцинация по возрасту, витаминизация. Хорошей профилактикой так же являются прогулки на свежем воздухе.
Соблюдая все условия можно увидеть снижение заболеваемости, снижение пропусков детодней по болезни.
Работа с родителями по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ.
Родительское собрание: «Создание в ДОУ условий для оздоровления детей».
Анкетирование.
Консультации.
Открытые мероприятия, занятия, совместные физкультурные праздники и досуги.
Информационные стенды.
Прогулки.
Дни недели здоровья.
Участие родителей в жизни детского сада.
Ведущая ценность каждого человека — это здоровье. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым это одна из ведущих задач родителей и ДОО.
26.01.2024г.
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в зимнюю сказку»
Цель: формирование стремления к здоровому образу жизни и укрепление детско- родительcких отношений через занятия спортом.
Задачи:
Образовательные задачи:
— Формировать нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь)
Развивающие задачи:
— Развивать речевую и познавательную активность детей, элементы логического мышления;
— развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, зрительную память.
Воспитательные задачи:
— Воспитывать доброту, любовь к близким.
Оборудование: спортивный инвентарь( веревки, канаты, обручи, кочки), снежки, снежинки, макеты деревьев, серебряные и золотые ленточки, картинки с изображением животных, цветная бумага, салфетки, ножницы, клей, ноутбук, ватман, парашют, призы-наклейки.
Ход занятия:
Воспитатель: И снова здравствуйте, дорогие гости. Сегодня мы побываем в зимней сказке, А помогать нам будет Снежинка.
Снежинка: Вас ждут конкурсы и соревнования. Желаем успеха и радости!
(Звучит веселая музыка). Давайте познакомимся. Проводиться игра «Меня зовут…» (участники по очереди называют свои имена и здороваются).
Снежинка: Вот и познакомились.
Раздается стук в дверь.
Ой кто-то стучится. наверное к нам гости пришли.
Входит Снежная Баба.
Снежная баба: Здравствуйте. Куда это я попала?
Воспитатель: Здравствуйте. Мы собираемся в путешествие в зимнюю сказку. А тебя как зовут?
Снежная баба: Как замечательно. Меня зовут Снежная баба, но мне не нравиться, когда меня так называют. Вот я пришла к вам с просьбой: придумайте мне ласковое имя.
Проводиться игра «Ласковое имя»
(дети придумывают имена)
Снежинка: Ну, что справились наши участники с заданием?
Снежная баба: Ребята и взрослые молодцы! За ваше доброе отношение приглашу вас в зимнюю сказку.
Воспитатель: Но как нам попасть туда?
Снежная баба: В этом нам поможет снежный танец. Снежинка ты знаешь его?
Снежинка: Конечно. Этот танец исполняют все герои зимней сказки. Проводиться танцевальная пауза.
Снежная баба: Вот мы в зимней сказке. Сейчас я научу вас игре, которая называется «Снежки». Под музыку нужно собрать как можно больше снежков.
Проводиться эстафета «Снежки».
Вбегает Леший.
Леший: Кто посмел войти в мою зимнюю сказку? Я сюда никого не пущу.
Снежинка: Леший, это не только твоя сказка. Здесь много героев живет. И все они добрые и дружные.
Леший: Но дети и взрослые пришли без моего разрешения! Хорошо , пусть остаются, но только в том случае, если выполнят мои задания. Согласны?
Участники отвечают.
Задание: нужно расчистить поляну для игр
Проводиться эстафета «Убери поляну»
Команды по очереди собирают шишки, снежки.
Леший: Да, удивили вы меня! Все убрали! А теперь следующее задание: нужно украсить поляну.
Дети вместе со взрослыми делают гирлянду из разноцветных колечек.
Проводиться творческое задание «Украшение».
Снежная баба: Ой, сколько украшений! Как стало красиво в Зимней сказке!
Снежинка: Да, молодцы! Теперь моя очередь. Наш путь лежит через зимнюю речку. Но лед очень тонкий. Переходить нужно осторожно, чтобы не провалиться в воду.
Проводиться игра «Перейти через речку»
Дети должный пройти цепочкой по канату, держась за руки.
Снежная баба: Да, наши гости ловкие и смелые. Леший ты доволен?
Леший: У меня есть еще одно задание. Ветер закружил и запутал все вокруг.
Нужно распутать и освободить деревья от ледяных нитей.
Проводиться игра «Ледяная паутинка»
Участники распутывают ленточки c елок.
Снежинка: Какие все ловкие и быстрые.
Леший: Молодцы! Все задания выполняете. А сейчас будет такое задание , которое вы не сможете выполнить; нужно съесть сосульку.
Снежная баба: Леший, есть сосульки очень вредно. Ты хочешь чтобы наши дети заболели?
Леший: Мы в зимней сказке, а значит наши сосульки волшебные.
Проводиться конкурс «Съешь сосульку»
(используется сладкая соломка)
Леший: Дорогие гости вы все мои задания выполнили! Разрешаю вам находиться в зимней сказке. Гуляйте, отдыхайте!
Снежная баба: Я предлагаю поиграть. В зимней сказке все передвигаются на лыжах.
Проводиться игра «Лыжная прогулка»
Участники передвигаются на лыжах без палок. Чья команда быстрее.
Леший: В зимней сказке все дружат. Мы ходим друг другу в гости. Предлагаю игру «Найди домик». На полу лежат картинки с изображением животных зимней сказки. Ваша задача –расселить их по домикам.
Проводиться игра на классификацию и обобщение: лисы, медведя, зайца, белки.
Снежная баба: Да, ребята все молодцы!
Воспитатель: Спасибо, Снежинка, Леший и Снежная баба. Многому вы нас научили и мы поняли, что зима- это здорово!
За ваше доброе отношение мы хотим преподнести вам подарок, научим новой игре.
Проводиться игра «Парашют»
Участники двигаются по кругу , держась за игровой парашют. Педагог дает команды, поднимая парашют вверх пробегают под парашютом кто любит кататься на санках, лыжах, кто писал письмо Деду Морозу…
Снежинка: Да- а-а. Как же вы дружно живете.
Леший: А давай подарим нашим друзьям наклейки.(все участники получают наклейки).
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какое у вас настроение? Что больше всего вам понравилось сегодня?
До свидания. До новых встреч!
08.12.2023г.
Консультация для педагогов
«Сюжетно – ролевая игра как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада»
Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), поскольку игра – является главным видом занятий ребенка дошкольника.
Игрой называется такой вид непродуктивной деятельности, цель которой проявляется не в результатах, а в самом процессе. Для малышей игра, которая зачастую в педагогических методических пособиях имеет название «спутника детства», являет собой главное содержание жизнедеятельности, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с практикой и познанием окружающего. В играх задействованы все стороны личности ребенка: малыш совершает движения, 30 говорит, воспринимает окружающую действительность, размышляет, строит планы; в течение игры задействованы все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются проявления воли и эмоций. В этом проявляется свойство игры как важного средства воспитания
Сюжетно-ролевая игра — это особая творческая игра детей 5 – 7 лет, которая в развернутом виде представляет воображаемую деятельность, в ходе которой дошкольники принимают на себя роли взрослых и в упрощенной форме в специально создаваемых игровых условиях пытаются повторить деятельность взрослых и отношения между ними . Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то сюжетно-ролевая игра становится главным средством в формировании социального поведения ребенка, т.к. ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы
Сюжетно-ролевой игре присущи основные характеристики игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность участвующих в ней детей, эмоциональность, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность ближайшего социума, взрослых и сверстников. Определяющей особенностью сюжетно-ролевой игры служит присутствие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет и роли, которые принимают на себя участники в ходе 31 игры, также включает своеобразное применение атрибутов игры: вещей и предметов. Сюжет игры – это некоторый ряд событий, объединенных замотивированными связями. В сюжете проявляется содержание игры – характер тех действии и отношений, которыми связаны участники воображаемой ситуации. Ребенок 5-7 лет может обдуманно выбирать сюжет игры, намечать ее план, намечать примерную последовательность действий, то есть может в общих чертах вообразить изображаемые события. Дети в этом возрасте могут также распределять между собой роли, хотя здесь и требуется помощь педагога-воспитателя. Роль служит главным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок желает принимать на себя роль взрослого. Существование роли означает, что в своем сознании малыш отождествляет себя с тем или иным персонажем и действует в сюжетно-ролевой игре от его имени. Малыш соответствующим образом применяет те или иные предметы (взвешивает продукты как продавец, готовит завтрак как мама), вступает в различные взаимоотношения с другими играющими (приходит в гости, возит пассажиров на машине и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Исследователь детства Л.С. Выготский отмечал, что, хотя малыш создает в процессе сюжетно-ролевой игры воображаемые ситуации, однако чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. Содержание игры — это то, что стремится воспроизвести ребёнок в качестве основного момента в отношениях с другими играющими. Конкретный тип отношений между людьми, который дети стремятся выстроить в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра (например, «Семья») может иметь абсолютно различное содержание: одна «мама» будет ругаться и бить своих «детей», другая — наряжаться перед зеркалом и ходить в гости, третья — постоянно подметать пол, стирать и 32 готовить, мыть посуду , четвёртая – рассказывать детям сказки, играть с ними и пр. Все эти разнообразные варианты отражают то, что впитывает ребёнок из окружающей жизни. То, как ведет себя мама со своей дочкой, дочка будет демонстрировать в сюжетно-ролевой игре с куклой (или подружкой по игре). Человеческие отношения и условия, в которых живёт малыш, детерминируют не только сюжеты, но, прежде всего, содержание детских игр. Таким образом, сюжетно-ролевая игра возникает из условий, в которых растет ребёнок и отражает, воспроизводит эти условия.
04.09.2023г.
14.07.2023г.
29.05.2023г.
07.04.2023г.
Консультация для педагогов.
«Элементарная поисковая деятельность детей»
Понятие «поисковая деятельность». Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.
Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.
Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.
Методика организации поисковой деятельности.
Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры).
Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.
Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале — простые, содержащие однозвенные связи, затем — более сложные, содержащие цепочки связей.
Примерами познавательных задач могут быть следующие.
Неживая природа: почему качаются ветви деревьев?
-Почему на земле лужи?
-Почему замерзла вода на улице?
— Почему снег тает в помещении?
— Почему снег бывает липким?
-Почему летом и весной идет дождь, а зимой — снег?
-Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает? И т. д.
Живая природа:
-могут ли растения расти без света (влаги, тепла)?
-Почему растения весной быстро растут?
— Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья?
-Почему кактус поливают редко, а бальзамин — часто?
-Почему рыба плавает?
-Почему заяц прыгает?
— Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти?
-Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря — толстый?
— Зачем черепахе панцирь?
— Почему гусеницу не видно на листьях капусты?
-Почему сначала прилетают грачи, а потом — ласточки?
-Почему изменяется жизнь зверей зимой? И т. д.
После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее а н а л и з: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.
Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвижения предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений.
Дети могут предложить разные способы проверки. Предлагает их и воспитатель. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы. Распознающие наблюдения используются, как правило, когда необходимо установить свойства, признаки объектов. Например, при сборе ягод перед детьми ставится задача: определить, чем отличаются спелые ягоды от неспелых. Задача решается в ходе распознающих наблюдений. Сравнительные наблюдения могут быть использованы при сопоставлении 2—3 объектов для установления их своеобразия. Например, установить, какие животные передвигаются прыжками и почему.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты. Приведем пример организации поисковой деятельности, когда познавательная задача решается с помощью опыта. В ходе усвоения системы знаний о растениях детей необходимо подвести к пониманию того, что для роста растений нужна влага. Перед ними ставится познавательная задача:, прорастут ли семена без воды? Обсудив с детьми высказанные ими предположения, воспитатель спрашивает: «А как проверить, кто из вас прав?» Для проверки предположений организуется опыт: на два блюдца дети кладут вату, а на нее — одинаковое количество семян. В одном блюдце вату смачивают водой. Ход опыта дети фиксируют в дневнике наблюдений в виде рисунков-схем. В первом рисунке показывают, что семена помещены в разные условия, в последующих отмечают появление изменений. В каждом рисунке обязательно выделяется, при каких условиях произошли те или иные изменения. В заключение, когда изменения хорошо видны, воспитатель предлагает детям сравнить семена и сделать соответствующие выводы. Если ребята сомневаются, опыт следует повторить, а затем продолжить обсуждение его результатов.
При наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать, можно использовать эвристическую беседу. Приведем пример: на одной из прогулок дети обратили внимание на то, что сосульки с разных сторон крыши неодинаковы по величине. Причина этого явления их заинтересовала. «Как ты думаешь, почему так?» — спросил один из детей. «Здесь капает с сосулек, а там — нет. Поэтому они здесь меньше становятся»,— ответил другой. «А почему же там не капает, с другой стороны? — И тут же сам догадался:— А, знаю! Здесь солнышко греет, а на той стороне нет солнышка! Там только к вечеру будет солнышко и недолго. Поэтому сосульки медленно тают».
Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что они делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам.
В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.
Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.
В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению вопроса.
06.02.2023г.
12.01.2023г.
Консультация
«Роль витаминов в детском питании»
Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма, регулируют обмен веществ, участвую в образовании ферментов и гормонов, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов, радионуклидов, низких и высоких температур и к другим вредным факторам окружающей среды.
Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И ещё витамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных лучей, которые, к сожалению, не так часто нас балуют. Основными же источниками витаминов являются различные продукты питания.
Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием и формированием различных органов и систем, напряжённостью обменных процессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной системы.
Проведённые обследования детей дошкольного возраста в различных регионах РФ свидетельствуют о недостаточном потреблении ими витаминов, особенно в зимнее — весенний период. Обычно детям не хватает витамина С, группы В, а также витамина А и бета — каротина.
Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечаются повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунологической защиты, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов. Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны пищеварения.
Чаще всего гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организации питания — при недостаточном включении в рацион свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы. Большое значение имеют нарушения технологии приготовления пищи, неправильная обработка продуктов, в результате чего происходит значительное снижение их витаминной ценности. В целях профилактики в рационы детей необходимо регулярно включать достаточное количество продуктов, являющихся основными источниками витаминов. Так, главными источниками витамина С (аскорбиновой кислоты) являются различные овощи, фрукты, ягоды, зелень, а также картофель. К сожалению, в процессе хранения содержание витамина С в продуктах заметно снижается, например в картофеле. Лучше сохраняется витамин С в кислой среде (квашеная капуста), а также в консервированных продуктах, хранящихся без доступа воздуха (солёные овощи, зелень).
Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормального функционирования пищеварительной и центральной нервной систем, принимает активное участие в процессах обмена веществ. При его недостатке в организме отмечаются повышенная утомляемость, мышечная слабость, раздражительность, снижение аппетита. Отмечено, что дефицит витамина В1 развивается в результате недостаточного содержания в рационе растительных масел, являющихся основными источниками полиненасыщенных жирных кислот. Витамин В1 содержится в таких продуктах как: хлеб ржаной, хлеб пшеничный, крупа гречневая, овсяная, горох, соя, фасоль, свинина, печень говяжья, сердце говяжье, дрожжи пекарские прессованные, пивные сухие.
Витамин В 2 (рибофлавин) играет большую роль в углеводном и белковом обмене, способствует выработке энергии в организме, обеспечивает нормальное функционирование центральной нервной системы, способствует лучшему усвоению пищи, поддерживает в норме состояние кожи и слизистых оболочек. При недостатке этого витамина отмечается падение массы тела, развивается слабость, кожа становится сухой, в углах рта появляются трещины и корочки. При выраженном дефиците витамина В 2 может развиться воспаление слизистой оболочки глаз (конъюнктивит) и полости рта (стоматит).
Основными источниками витамина В 2 являются молочные продукты, мясо, яйца, сыр, говядина, свинина, пивные и пекарские дрожжи.
Витамин А (ретинол) необходим для поддержания нормального зрения, процессов роста, хорошего состояния кожных покровов и слизистых оболочек. Он принимает непосредственное участие в образовании сетчатке глаз зрительного пурпура — особого светочувствительного вещества. Определённую роль витамин А играет в выработке иммунитета. При дефиците данного витамина в первую очередь снижается острота зрения в сумерках, развивается так называемая «куриная слепота»; у детей отмечаются задержка роста, снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.
Наиболее богаты витамином А рыбий жир, сливочное масло, сыр, яичный желток. В растительных продуктах содержится каротин, из которого вырабатывается витамин А. Каротином богаты зелёные части растений, а также овощи и фрукты оранжевой и красной окраски (морковь, рябина садовая, морошка, шиповник свежий и сухой, зелень петрушки). Учитывая высокую значимость достаточной обеспеченности витаминами детей, врачи рекомендуют регулярно принимать поливитаминные препараты («Ундевит», «Ревит», «Гексавит», «Комплевит» и другие), в течение зимнее — весеннего периода.
Большое значение имеет также правильная кулинарная обработка продуктов при приготовлении различных блюд.
Молоко для сохранения его высокой биологической ценности не должно подвергаться длительному и повторному кипячению, во время которого разрушаются витамины, и происходит денатурация белков — они становятся трудноусвояемыми.
Замороженное мясо следует оттаивать при комнатной температуре. Оттаивание в тёплой воде недопустимо, так как при этом происходит значительная потеря мясного сока. Варят мясо на слабом огне, так как при сильном кипячении его белки уплотняются и становятся трудноусваяемыми. Замороженную рыбу оттаивают при комнатной температуре. Тепловая обработка рыбы не должна быть длительной. Небольшие куски варятся около 10 минут, целая рыба массой 300-400 г. — 20-25 минут. При приготовлении рыбу кладут в кипящую воду, а затем варить на слабом огне.
Овощи являются основными носителями витаминов и минеральных веществ. Для сохранения максимального количества витаминов очищенные овощи лучше всего готовить на пару. Для приготовления салатов и ли винегретов вымытые овощи в кожуре варят под крышкой в таком количестве воды, чтобы она слегка их покрывала. Так картофель, капуста, морковь варятся не более 25 — 30 минут, свекла 1-1,5 часа, щавель, шпинат — всего 10 минут.
Фрукты и ягоды лучше давать детям свежими, при необходимости очистить кожицу (максимально тонким слоем). Это надо делать непосредственно перед кормлением детей, так как при хранении на воздухе очищенных и нарезанных плодов в них резко снижается количество витаминов, особенно витамина С. Сухофрукты используют в основном для приготовления компотов или киселей, а также в качестве добавок к кашам. Их тщательно промывают, перебирают, заливают холодной водой и доводят до кипения, после чего настаивают в течении 2-3 часов. В готовый компот или кисель хорошо добавит аскорбиновую кислоту.
Макаронные изделия погружают в кипящую подсоленную воду, варят до готовности, затем откидывают на дуршлаг и промывают горячей кипячёной водой. При приготовлении молочных каш крупу сначала разваривают на воде (или пополам с молоком), затем добавляют горячее молоко и доводят до кипения. Манная каша варится 10-15 минут, рисовая и пшённая до 40-60 минут, гречневая 1,5 часа, перловая 2, 5 часа.
27.12.2022г.
Информация «Зимующие птицы»
15.12.2022г.
08.12.2022г.
25.11.2022г.
Поделки своими руками ко Дню Матери.
10.11.2022г.
Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Организация работы по формированию детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе»
03.11.2022г
10.10.2022г.
24.08.2022г.
ПАМЯТКА «Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ»
Разработала: воспитатель Индерова Т.В.
(для детей 5-7 лет)
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда.
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить.
Пословицы и поговорки о ЗОЖ.
Здоров – скачет, захворал- плачет.
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
Чаще мойся, воды не бойся.
Чистота-залог здоровья.
Сон лучше всякого лекарства.
Лук — здоровью друг.
Ешь правильно — и лекарств не надобно.
Кто долго жует, тот долго живёт.
Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет.
Лучшего средства от хвори нет- делай зарядку до старости лет
Репка, яблоко, морковка — зубкам нашим тренировка.
Там, где нет мяса, — свекла герой.
Обед без овощей, что праздник без музыки.
Движение — спутник здоровья.
Смех — здоровье души.
Спи камешком, вставай перышком.
В здоровом теле — здоровый дух.
28.06.2022г.
Веселые подвижные игры для детей на улице летом.
В поисках клада. Возьмите какую-то игрушку, сладость и прочее в качестве «клада». Лучше всего его завернуть в фольгу. Покажите запечатанный «клад» детям и попросите закрыть глаза. Спрячьте «сокровище» на дерево, за пенек, качели, скамейку или еще куда-нибудь. Пусть дети отправляются на поиски. Кто первый найдет «клад», тот и выиграл.
Найди пару. Ведущий раздает всем детям разноцветные кружочки или флажки (каждого предмета по паре). По сигналу ведущего дети бегают, а когда услышат хлопок или звук свистка, каждый должен найти себе пару по цвету кружочка или флажка и взяться за руки. В игре также могут принимать участие и нечетное количество детей, тогда один останется без пары и выйдет из игры.
Найди растение. Дети отворачиваются, а ведущий срывает листочек или любое растение. Задача детей – как можно быстрее найти такое же. Кто первый – становится ведущим.
В песочнице. Берем какой-то предмет, просим детей отвернуться, и закапываем эту вещицу в песочнице. Дети должны покопать лопатками и найти закопанный предмет. (Очень хорошо играть в эту игру на пляже. Только нужно будет очертить территорию для поисков).
Теннис с воздушным шариком. Возьмите ракетки бадминтона или тенниса. Надуйте шарик и используйте его вместо теннисного мячика или волана. Воздушный шарик летит долго, а у ребенка есть время немного подумать, куда бежать и отбить шар.
У медведя в лесу. Один ребенок садится на корточки в отведенном месте и изображает спящего медведя. Дети ходят все время вокруг него и делают вид, что собирают грибы и ягоды, дружно напевая песенку: «У медведя в лесу Ягоды, грибы я рву, А медведь уж не спит, Он на нас глядит! Корзинка опрокинулась — Медведь на нас накинулся.» «Медведь» быстро вскакивает и начинает ловить детей, которые убегают от него. Кого «медведь» поймает — занимает его место.
Дождик и солнышко. На асфальте рисуем кружок и просим детей в него стать. Когда ведущий произносит: “Солнышко” — детишки выходят из кружка, бегают, прыгают. А когда услышат слово “Дождик” дети должны как можно быстрее стать в кружок. Кто последний — проиграл.
Змейка. Дети берутся за руки, и тогда выстраивается целая «цепочка». Ведущий берет крайнего за руку и ведет эту «змейку», совершая разные неожиданные повороты. Детишки должны крепко держаться, чтобы не разорвать «цепочку». Если дети дольно взрослые, то можно и побегать «змейкой».
Повторялка. Дети становятся в круг, первый игрок показывает какое-то движение (например, хлопает), следующий все повторяет и добавляет еще одно движение. Так каждый должен повторять все показанные перед ним движения и добавлять свое. Кто собьется — выходит из игры.
Съедобное-несъедобное. Для этой игры возьмите мяч. Пусть дети станут в ряд или сядут на скамеечку. Водящий начинает кидать мяч каждому игроку, называя съедобный или несъедобный предмет. Если названный предмет можно скушать – дети ловят мяч, если нет – откидывают назад водящему.
Тише едешь. Дети становятся с 1-ой стороны «дороги», а ведущий — с другой, поворачиваясь ко всем спиной. Ведущий говорит: «Тише едешь-дальше будешь.» – дети начинают бежать, стараясь как можно раньше прибежать к финишу. Через несколько секунд ведущий произносит: «Стоп!» – дети перестают бежать и замирают. Ведущий оборачивается, и если он увидел любое движение какого-то игрока, тот выбывает из игры. Победителем становится тот, кто 1-вым прибежит к финишу.
04.05.20022г.
Впервые Георгиевская ленточка появилась в 1769 году при Екатерине II во время Русско-Турецкой войны 1786-1774 годов для поощрения верности, храбрости и благоразумия офицеров. Первой наградой с неотъемлемой Георгиевской лентой стал Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Описание орденской ленты было таким: «Лента шёлковая о трёх чёрных и двух жёлтых полосах».
С точки зрения геральдики жёлтый и оранжевый цвета — это одно и то же и рассматриваются как оттенок золотого. Толкование цветов однозначное: черный — порох, оранжевый (жёлтый) — огонь, пламя.
Затем Георгиевская лента распространилась и на многие другие ордена, стала использоваться в русской армии как элемент коллективных наград, крепилась на штандарты и знамёна особо отличившихся частей с указанием отличия.
До революции Георгиевской лентой награждали в тех случаях, когда вручение ордена было невозможным. А при третьем награждении орденом Святого Георгия к орденской ленте крепился ещё и черно-оранжевый бант. Поэтому выражение «полный бант» имело ещё и тот смысл, что человек получил все мыслимые награды
12.04.2022г.
Консультация для педагогов.
«Элементарная поисковая деятельность детей»
Понятие «поисковая деятельность». Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.
Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.
Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.
Методика организации поисковой деятельности.
Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры).
Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.
Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале — простые, содержащие однозвенные связи, затем — более сложные, содержащие цепочки связей.
Примерами познавательных задач могут быть следующие.
Неживая природа: почему качаются ветви деревьев?
-Почему на земле лужи?
-Почему замерзла вода на улице?
— Почему снег тает в помещении?
— Почему снег бывает липким?
-Почему летом и весной идет дождь, а зимой — снег?
-Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает? И т. д.
Живая природа:
-могут ли растения расти без света (влаги, тепла)?
-Почему растения весной быстро растут?
— Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья?
-Почему кактус поливают редко, а бальзамин — часто?
-Почему рыба плавает?
-Почему заяц прыгает?
— Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти?
-Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря — толстый?
— Зачем черепахе панцирь?
— Почему гусеницу не видно на листьях капусты?
-Почему сначала прилетают грачи, а потом — ласточки?
-Почему изменяется жизнь зверей зимой? И т. д.
После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее а н а л и з: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.
Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвижения предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений.
Дети могут предложить разные способы проверки. Предлагает их и воспитатель. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы. Распознающие наблюдения используются, как правило, когда необходимо установить свойства, признаки объектов. Например, при сборе ягод перед детьми ставится задача: определить, чем отличаются спелые ягоды от неспелых. Задача решается в ходе распознающих наблюдений. Сравнительные наблюдения могут быть использованы при сопоставлении 2—3 объектов для установления их своеобразия. Например, установить, какие животные передвигаются прыжками и почему.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты. Приведем пример организации поисковой деятельности, когда познавательная задача решается с помощью опыта. В ходе усвоения системы знаний о растениях детей необходимо подвести к пониманию того, что для роста растений нужна влага. Перед ними ставится познавательная задача:, прорастут ли семена без воды? Обсудив с детьми высказанные ими предположения, воспитатель спрашивает: «А как проверить, кто из вас прав?» Для проверки предположений организуется опыт: на два блюдца дети кладут вату, а на нее — одинаковое количество семян. В одном блюдце вату смачивают водой. Ход опыта дети фиксируют в дневнике наблюдений в виде рисунков-схем. В первом рисунке показывают, что семена помещены в разные условия, в последующих отмечают появление изменений. В каждом рисунке обязательно выделяется, при каких условиях произошли те или иные изменения. В заключение, когда изменения хорошо видны, воспитатель предлагает детям сравнить семена и сделать соответствующие выводы. Если ребята сомневаются, опыт следует повторить, а затем продолжить обсуждение его результатов.
При наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать, можно использовать эвристическую беседу. Приведем пример: на одной из прогулок дети обратили внимание на то, что сосульки с разных сторон крыши неодинаковы по величине. Причина этого явления их заинтересовала. «Как ты думаешь, почему так?» — спросил один из детей. «Здесь капает с сосулек, а там — нет. Поэтому они здесь меньше становятся»,— ответил другой. «А почему же там не капает, с другой стороны? — И тут же сам догадался:— А, знаю! Здесь солнышко греет, а на той стороне нет солнышка! Там только к вечеру будет солнышко и недолго. Поэтому сосульки медленно тают».
Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что они делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам.
В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.
Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.
В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению вопроса.
04.03.2022г.
14.02.2022г.
17.01.2022г.
Выступление на педагогическом совете:
«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия воспитанников ДОО посредством детской художественной литературы».
Основная цель педагогического коллектива ДОО — развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
В Стандарте определены обязательные образовательные области, среди которых образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Согласно ФГОС художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.
Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности.
Под воздействием целенаправленного руководства педагогов дети старшей группы должны быть способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Однако, исходя из этого, можно отметить следующие недостатки результатов воспитания предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания литературных произведений современным дошкольником:
- Ребенок не откликается на предложение послушать чтение или рассказывание литературного текста, не просит повторить прочитанное.
- Не проявляет эмоций от восприятия художественного произведения, не включается в игры с текстовым сопровождением, в театрализованные игры.
- Отвлекается при слушании, слабо запоминает содержание произведения.
- Отказывается от разговора по содержанию произведения или однословно отвечает на вопросы взрослого.
- Затрудняется при пересказывании сказок.
- Плохо запоминает тексты стихов, избегает рассказывать их наизусть.
- Затрудняется в сознательной, мотивированной оценке персонажей, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе.
Не умеет определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы
Анализируя достижения современного дошкольного образования, мы можем выделить и недостатки в основном процессе:
— у детей недостаточно знаний о «художественно-эстетическом» воспитании (словесном произведении искусств)- ребёнок не умеет определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы
— дети мало осведомлены о жанрах «художественно- эстетического» воспитания- у детей не сформировано умение различать жанр произведения
— поверхностность знаний музыкального фольклора-ребёнок не обладает элементарными знаниями из области истории народного искусства
Недостатки в процессе:
— недостаточно использования средств, способствующих формированию у детей начальных представлений о произведениях искусств;
— в организации педагогического процесса, взаимодействии педагога с детьми по направлению восприятия и понимания словесных произведений искусств.
Недостатки в условиях:
— недостаток наглядного материала, на основе которого формируется интерес к словесным произведениям искусств
— недостаток методической литературы, позволяющей знакомить детей со словесными произведениями искусств и умение включать их в детскую жизнь;
— недостаток дидактических пособий и дидактических игр, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов взаимодействия друг с другом
Чтение художественной литературы направлено на достижение основной цели – формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Учитывая недостатки в результатах дошкольного и семейного воспитании детей, а также в организации предметно-развивающей среды ДОУ, необходимо уделить особое внимание разработке методов и средств педагогического воздействия по формированию данного вида деятельности.
Учитывая выше перечисленные недостатки можно сформулировать следующую профессиональную проблему, как необходимость формирования потребности ребенка в художественно-эстетическом развитии, а значит, и необходимость развивать интерес к словесным произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на художественно-эстетическом формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности
Однако, исходя из проведенного анализа, возникает профессиональная проблема: определение форм и методов формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) произведений русских поэтов. Необходима система работы, включающая взаимодействие всех участников педагогического процесса: воспитателей, детей и родителей.
Чтобы решить обозначенную проблему, нужно решить следующие задачи:
- Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательского интереса.
- Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов.
- Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
- Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности).
- Обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: выразительно рассказывать наизусть стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические строфы.
- Способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии.
Работа по формированию читательского интереса у дошкольников должна вестись систематически и быть разнообразной:
- систематическое чтение самим педагогом детской литературы с целью непрерывного повышения своей профессиональной компетенции;
- проведение работы по изучению интересов воспитанников;
- подбор литературных произведений исходя из их развивающего потенциала, с учетом познавательных потребностей и интереса к окружающей маленьких читателей действительности, позволяющих им почувствовать красоту и выразительность художественного слова.
Для того чтобы развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений словесного искусства в работу учреждения необходимо внести следующие изменения:
В содержании:
- Разработка плана кружковой работы на тему «Книга наш друг», с целью приобщения дошкольников к произведениям словесного искусства.
- Разработка проекта по решению данной проблемы на тему «Мои любимые книги».
- Разработка электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия на тему «Произведения словесного искусства».
- Система работы с детьми.
- Цикл бесед «Мой друг» с привлечением специалистов сада по вопросам художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
- Дидактические игры, воспитывающих положительное отношение к разным видам произведений искусств: «Найди нужную книгу», «Помоги незнайке», «Отгадай произведение» и др.
Сюжетно-ролевые игры в группе: «Мы художники», «Сделай книгу» и т.п.;
- Совместная продуктивная деятельность педагога и детей по созданию агитационных плакатов на тему: «Книга – наш друг», «Береги книгу», «Моя любимая книга», «Читаем вместе», «Узнай вместе со мной»;
- Совместная досуговая деятельность с родителями: вечер встреч «Читаем всей семьей!».
- Литературные викторины и конкурсы способствуют проявлению активного интереса детей к слушанию, рассказыванию, разыгрыванию текстов и к придумыванию сказок, рассказов, историй по аналогии со знакомыми, к общению со сверстниками о своих любимых книгах.
- Просмотры театрализованных постановок, спектаклей, самостоятельное участие в театрализованной деятельности по мотивам литературных текстов.
Формы работы с родителями:
Родительские собрания:
ü «Книга –мудрость знаний»,
ü «Что читать дошкольникам»,
ü «Вечер вопросов и ответов».
- Проведение совместных выставок, литературных викторин, семинаров.
- Информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ.
Мониторинг
Для того чтобы понять, насколько эффективными были изменения в образовательном процессе, выбор методов, форм и средств обучения, необходимо провести диагностику. Мониторинг достижения детьми старшего дошкольного возраста планируемых результатов включает компоненты:
- Изучение читательского интереса (он характеризуется с позиции широты, глубины, осознанности и избирательности).
- Изучение восприятия и интерпретации художественного произведения.
- Изучение отношения ребенка к художественному произведению идет.
- Изучение способности к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.
Кадровые:
- укомплектовать образовательное учреждение специалистами узкого профиля (логопед, психолог);
- регулярное повышение квалификации педагогов по теме «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»;
- методическое объединение по теме «Приобщение дошкольников к словесному искусству».
Научно-методические:
- Подборка художественной литературы для детей старшей возрастной группы по программе дошкольного учреждения, а также мультимедийных фильмов по тематике литературных произведений;
- для использования в образовательном процессе;
- изучение педагогического опыта коллег из других ДОУ по развитию восприятия и понимания дошкольниками произведений словесного искусства
- выписка периодической педагогическо-методической литературы.
Материально-технические:
- книги для прочтения предлагаемых для анализа текстов (сказки, рассказы, фольклорные произведения и др.);
Информационные:
- распространение собственного педагогического опыта;
- создание стендов для родителей с материалами по приобщению детей к художественной литературе;
- Использование фонда библиотеки.
Организационные:
- организовать консультации для родителей на тему «Что и как читать дошкольникам»;
- создать условия для освоения детьми программы (предметно-развивающая среды группы – литературный уголок);
- организовать выставку книг, рисунков, детских проектов.
искусств; поддержание интереса к художественной литературе; воспитание любви к книге.