Соколова Галина Владимировна

26.03.2024

«Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет»

Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.

В период раннего детства большое значение имеет сенсорное развитие

ребенка. Его целью является обеспечение правильного развития малыша.

Умение получать достоверную информацию через органы чувств это

целая наука, которой ребенок будет обучаться постепенно.

Дети раннего возраста только начинают познавать мир. У них

формируются первые понятия о формах и положении предметов. Малыши учатся манипулировать объектами. Главным условием гармоничного сенсорного развития считается обеспечение разнообразия воздействий. Поэтому взрослые должны постоянно общаться с ребенком и организовывать правильное пространство.  Большое внимание следует уделять проведению занятий и игр  с малышом.

 К двум годам ребенок уже готов для формирования сенсорных качеств. В этот период он начинает развиваться особенно бурно. Дети становятся очень любознательными. Им интересны все окружающие объекты. Малыш формирует представления о запахах, вкусах, звуках и размерах предметов.

Каждый ребенок развивается по индивидуальному маршруту, но есть определенные нормы для того или иного возраста.

Показатели сенсорного развития:

2 года – 2 года 6 мес

-Малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;

-Может подобрать предметы разной формы;

-Правильно называет несколько цветов;

-Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики.

-Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;

-Ставит кубики друг на дружку;

-Умеет собирать пирамидку.

2 года 7 мес – 3 года

-Правильно называет четыре основных цвета и несколько оттенков цветов;

-Находит по образцу и просьбе няни предмет нужного цвета;

-Без труда может подобрать геометрические фигуры к заданному образцу;

-Знает и называет геометрические фигуры;

-При выборе предметов для игры может ориентируется на несколько свойств: цвет, размер и форму:

-Последовательно собирает матрешку из 4-6 частей;

-Может собрать пирамидку из 8-10 колечек;

-Называет предметы по величине: большой, средний, маленький;

-Называет фактуру предмета: твердый, мягкий, шершавый, гладкий;

-Собирает башенки по образцу.

Как развивать сенсорику?

Главными направлениями деятельности в этом возрасте является предметная, которая направлена на то, чтобы изучать и овладевать различными способами действий с любыми неопасными предметами.

 Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Малыши стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать, как держать предметы, как рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что так их можно заинтересовать.

Поэтому знакомство детей с такими сенсорными эталонами как форма, величина, цвет,  пространство,  звук осуществляется  непосредственно  в  игровой деятельности.

Игры способствуют:

-расширению кругозора;

-стимулированию познавательного интереса;

-формированию различных умений и навыков.

Общие советы по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет.

  • Обращайте внимание крохи на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним
  • Делайте с ним задания,  в которых он должен различать формы предметов. Например, из кучи игрушек отобрать круглые и квадратные.
  • Знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.
  • Наверняка ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.
  • Обращайте внимание своего чада на различие количества групп предметов. Укажите, где игрушка всего одна, где их много, а где мало.
  • Слушайте с крохой разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собаки и т. д.
  • Помните, что не нужно требовать от ребенка запоминать и употреблять слова, которым вы его научили. Важно, чтобы он понимал их значение. Со временем он будет их вставлять в свою речь, сам того не замечая.
  • Не забывайте играть с малышом в дидактические игры с предметами. Так он быстрее познакомится со свойствами тех или иных вещей.

Сенсорное развитие ребенка  происходит поэтапно.

ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

Сравнение предметов по цвету (без называния):

Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении:  Этот кубик такой? Правильно, такой. Нет, не такой!

Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии: Дай такой кубик! Найди такой же по цвету! Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета (образец остается у взрослого). Малыш учится воспринимать цвет не только реальных предметов, но также фигур и картинок.

На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует знания названий цвета от ребенка и сам называет цвета после выполнения ребенком задания.

 Называние цвета – закрепление представлений о цвете в слове-названии: ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их. Дай красный кубик. А этот кубик какой по цвету? Правильно, синий.

ЗНАКОМСТВО С ФОРМОЙ

Знакомство малыша с формами должно происходить постепенно, изучение начинается с более простых и распространенных форм, в дальнейшем добавляются более сложные и менее распространенные формы. Сначала мы знакомим ребенка с кругом, затем с квадратом и треугольником. Далее можно добавить прямоугольник и овал. Следующий этап – изучение таких форм, как трапеция, полукруг, многоугольник, звезда. Изучение новых форм должно происходить только после того, как усвоен предыдущий этап. С детьми раннего возраста изучаются плоские геометрические фигуры, из объемных геометрических тел можно предложить для изучения шар и куб, а ближе к дошкольному возрасту «кирпичик».

Обучение формам ребенка раннего возраста предполагает постепенное усложнение:

— Первый уровень знакомства с формами – практические действия. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются специальные игрушки – рамки и вкладыши, сортеры. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат его игры.

— Второй уровень  знакомства с формами – зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами форм – плоскими геометрическими фигурами и объемными геометрическими телами, и их названиями. Также малыш учится воспринимать форму предметов на изображениях.

— Третий уровень  знакомства с формами – запоминание форм и их названий, что требует специальной работы.

ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИЧИНОЙ

При изучении на занятиях с малышами признака величины советуем следующую последовательность обучения ребенка умению воспринимать признак величины и сравнивать предметы по величине (этапы изучения величины):

— Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении (приложении, наложении друг на друга): Правильно, такой. Нет, не такой! Таким способом можно сравнивать небольшие по величине предметы и игрушки и их детали. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются подходящие предметы – кастрюли разной величины с крышками, большие и маленькие пакеты и т.п., специальные игрушки – вкладыши, пирамидки, матрешки. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат его игры.

— Зрительное соотнесение – восприятие величины на расстоянии. Таким способом можно сравнивать по величине предметы и игрушки (не беря их в руки), удаленные предметы (например, те, что видны из окна квартиры или автобуса), или крупные объекты (например, два рядом стоящих дома или дерева, автомобиля). На этом этапе ребенка учат не только сравнивать пары предметов зрительно (на глаз), атакже выстраивать ряды однородных предметов или игрушек в соответствии с признаком величины (матрешки и другие).

— Называние – параллельно закрепляем представления о величине в слове-названии: сначала взрослый называет величину предметов, а затем ребенок называет величину и разницу в величине при сравнении самостоятельно.

 ЗНАКОМСТВО С КОЛИЧЕСТВОМ

Знакомство с элементарным количеством целесообразным начинать в рамках сенсорного развития малыша. Под понятием «элементарное количество» мы подразумеваем восприятие количества без пересчета и практическое знакомство с такими понятиями, как: ОДИН, МАЛО, МНОГО, ПОРОВНУ (ОДИНАКОВО), БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ, ПАРА. Знакомство с этими понятиями, еще не являясь собственно математикой, становятся важной предпосылкой изучения математики в дальнейшем.

И, конечно же, нужно доводить начатую игру до результата и обязательно хвалить малыша, чтобы он получил удовольствие от игры и полезный развивающий опыт.

Уважаемые  родители!  Прилагайте  все  возможные  усилия  для  достижения успехов  вашего малыша!

15.03.2024

Масленица — долгожданный праздник проводов зимы, когда можно от души повеселиться и поесть вкусных блинов. Провели развлечение для наших малышей «Прощай Масленица» с весёлыми хороводами, играми и песнями!

     

06.03.2024

Вот и наступила весна, снова праздник она принесла. Праздник радостный, светлый и нежный. Праздник всех дорогих наших женщин!

Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдёшь теплее рук
И нежнее маминых.

Не найдёшь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.

Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама — самый лучший друг,
Лучше мамы — нету!

        

21.02.2024

Наши малыши поздравили сегодня папочек и дедушек с Днём защитника Отечества!

Этот праздник самый важный

Для Отчизны, для страны,

Для защитников отважных,

Кем гордиться мы должны!

15.02.2024

01.02.2024

Консультация для родителей

«Современные методы оздоровления детей 2–3 лет дома»

Дети в возрасте 2-3 лет активно развиваются и исследуют мир. Этот период критичен для формирования здоровых привычек.

Рассмотрим методы оздоровления, которые можно применять дома.

Правильное питание:

В этом возрасте дети уже едят разнообразную пищу. Предлагайте сбалансированные блюда, богатые белками, углеводами, жирами, витаминами и минералами.

Избегайте чрезмерного потребления сахара и жирной пищи. Включите в рацион свежие фрукты и овощи.

Физическое развитие и моторика:

Физическая активность критически важна для развития детей 2-3 лет. Организуйте ежедневные игры на открытом воздухе, такие как бег, прыжки, катание на велосипеде.

Дома можно заниматься с ребенком легкой гимнастикой, танцами, играть в подвижные игры.

Также важно уделять внимание развитию тонкой моторики: рисование, лепка, игры с мелкими предметами.

Психоэмоциональное развитие:

Эмоциональное здоровье ребенка так же важно, как и физическое. Обеспечьте ежедневное качественное времяпрепровождение с ребенком. Чтение книг, обсуждение увиденного вместе, игры на развитие воображения и социальные игры помогут в развитии эмоционального интеллекта.

Не забывайте о похвале и поддержке, чтобы укрепить самооценку ребенка.

Сон и отдых:

Здоровый сон — ключевой элемент здоровья.

Соблюдение режима сна, создание спокойной атмосферы перед сном помогут ребенку полноценно отдыхать.

Избегайте активных игр и яркого света перед сном.

Профилактика заболеваний и безопасность:

Регулярные медицинские осмотры, вакцинация, соблюдение правил личной гигиены помогут предотвратить многие заболевания.

Обеспечьте безопасность дома, особенно в кухне и ванной комнате, удаляйте опасные предметы из досягаемости ребенка.

Альтернативные методы оздоровления:

Включите в рутину ребенка релаксационные практики, такие как детская йога или легкие дыхательные упражнения.

Это поможет снизить уровень стресса и улучшить концентрацию.

Также можно использовать мягкие массажи для улучшения кровообращения и спокойствия.

Вовлечение родителей:

Активное участие родителей в жизни ребенка усиливает его эмоциональное благополучие.

Уделяйте время совместным играм, занятиям творчеством и просто общению.

Это укрепляет связь и способствует всестороннему развитию ребенка.

Здоровье ребенка 2-3 лет зависит от целого ряда факторов: сбалансированного питания,

физической активности,

эмоциональной поддержки и безопасной среды.

Родители играют ключевую роль в создании благоприятных условий для здорового развития и счастливого детства.

 

19.09.2022

МАОУ Зареченская СОШ - дошкольное отделение - детский сад №9

 

01.09.2022

Почему 1 сентября – День знаний? | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

 

29.08.2022

«Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»

Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос любознательным и учился осознавать процесс своей деятельности, приобретая умение формулировать выводы рассуждая и аргументируя. В этом вам очень поможет организация познавательно – исследовательской деятельности в домашних условиях.

В помощь, хочу вам предложить некоторые рекомендации:

*Поощряйте любопытство, ведь оно порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность, которая способствует необходимости в исследованиях.

*Предоставляйте возможность своим детям действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно помогать ребёнку в этом своим участием.

*Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно, а что нельзя.

*Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важное качество, как любознательность.

*Нельзя отказываться от совместных действий с ребёнком, игр и пр., так как он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

*Обязательно, с раннего детства побуждайте ребёнка доводить начатое дело до конца, положительно оценивайте его волевые усилия и активность. Ведь ваша положительная оценка важнее всего для него!

Варианты совместной познавательно – исследовательской деятельности родителей с детьми в домашних условиях.

  • В ванной комнате разрешите ребёнку играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами, спросите у ребёнка, куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

  • Экспериментируйте с предметами, тонут они или плавают в воде. Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы бутылочка утонула? Если прижмешь её, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

  • Убирая комнаты, спросите ребёнка, как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?

Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

  • Поливая цветы вместе с ребёнком, уточните все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, или рыхлить землю у всех растений?

Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

  • Планируя ремонт в комнате вашего ребёнка, поинтересуйтесь, какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?

Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

Уважаемые родители, очень хотелось бы, чтобы вы следовали мудрому совету великого педагога В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

25.07.2022

Памятка для родителей

Образные игрушки относятся к разновидности развивающих игрушек.

«Игрушки для ребёнка»

Какие игрушки приобретать детям?

  • Сюжетно-образные, изображающие людей, животных, предметы труда и быта.
  • Двигательные : каталки, коляски, спортивные игрушки.
  • Строительные наборы.
  • Дидактические : разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики.
  • Полуготовые  игрушки, которые можно доделать самому ребёнку.Классификация игр и игрушек для детей - "Игры и Игрушки" №1-2012

Чтобы ребёнок с желанием убирал игрушки…

  1. Отмечайте его трудолюбие, выдумку.
  2. Можно предложить ему помощь «Разреши, помогу!»
  3. Изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований: «Нельзя идти гулять, не положив игрушки на место».
  4. Не должно быть обилия игрушек.
  5. Сбор игрушек можно обыграть незатейливым сюжетом, придумав какое – нибудь  забавное обоснование для этого нужного дела.
  6. Помочь ребёнку: «Трудно тебе – я пришла на помощь. Будет трудно мне – ты поможешь !», но при этом не делать за малыша то, что он может сделать сам.

Подрастёт ребенок, появятся у него новые игрушки, но первая часто остаётся самой любимой.

 

 

09.06.2022

01.09.2022

30.05.2022

22.04.2022

Советы родителям  Музыка и дети

  1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.
  2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.
  3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.
  4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».
  5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так  включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.
  6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.
    1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
    2. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

     Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

    1. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

     10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить

 

25.02.2022

17.01.2022   Памятка для родителей

«Учите рисовать в нетрадиционной технике»

Развитию детского изобразительного творчества способствует использование приёмов нетрадиционного рисования. Вот некоторые из них:

  • «Пальцевая живопись» — краска наносится  пальцами, ребёнок опускает пальчик в гуашь и наносит точки,  пятнышки на бумагу. После  работы  пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
  • «Рисование ладошкой» — ребёнок опускает  свою ладошку в плоскую розетку с гуашью и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы  руки вытираются салфеткой и смываются.
  • «Оттиск печатками» — Для этого изображение вырезается из картофеля, ластика, плотного поролона, либо используются пробки разного диаметра, листочки растений. Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
  • «Рисование методом тычка» — ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
  • «Оттиск мятой бумагой» — ребёнок  прижимает мятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и розетка  и смятая бумага. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
  • «Рисование ватными палочками» — карандашом нанесите рисуноДевочка рисует красками - векторные изображения, Девочка ...к на бумагу. Ребёнок опускает ватную палочку в гуашь и наносит точки, пятнышки. Сначала можно нарисовать по контуру, а затем заполнить весь рисунок точками.  Для каждой новой краски  берите  новую палочку.

Умение пользоваться нетрадиционными техниками позволит детям получить удовольствие от работы. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям.  Успехов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *