Родителям на заметку!

08.04.2024г.
Тема: «Материал по работе с родителями»
Цель: дать простейшее представление об основных нравственных, семейных
ценностях;
Вопросы для обсуждения:
1. Рекомендации по работе с родителями.
2. Советы для родителей.
ЗИГЗАГ РОДИТЕЛЬСКОЙ УДАЧИ
Один день ребёнка в семье.
1.Исключите из повседневной жизни будильник — он вреден как детям, так и
взрослым.
2.Будите ребёнка спокойно и ласково, пожелав ему доброго утра.
3.Приучайте ребёнка к утренней гигиене.
4.Совместная дорога в детский сад – это общение, разговор по душам,
ненавязчивые советы.
5.Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри не балуйся!», «Веди
себя хорошо!» Лучше пожелайте ребёнку удачи, подбодрите.
6.Встречая детей из детского сада, прежде всего спросите: «Как дела?», «Что
было интересного в детском саду?», «Как ты вёл себя?» и т.п.
7.В вечерние часы приобщайте ребёнка к совместному труду, найдите время
поиграть с ним или просто поговорить о его делах.
8.Будьте внимательны к состоянию ребёнка, его настроению.
9.Уложите ребёнка спать вовремя, не забывая о сказке перед сном, песенке и
ласковом поглаживании. Несмотря на неприятности, день должен закончиться
миром, поэтому пожелайте ребёнку хорошего доброго сна.
А как складывается день у Вашего ребёнка?
Насколько он бывает удачным?
Какие изменения Вам хотелось бы внести в жизнь ребёнка?
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
«Мальчики и девочки»
1.В раннем детстве девчонки более послушны, чем мальчики.
2.Девчонки могут решать сложные проблемы (задачи) не хуже мальчиков.
3.Мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают
разлуку с родителями.
4.Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают
вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не
должен плакать.
5.Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2-3 года,
когда начинает формироваться их личность.
6.Детские годы мальчики проявляют свою активность более шумно (в драках т.
п.). Девчонки не столь шумливы, но менее целенаправленны.
7.Девчонки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В
действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче
преодолевать страх.
8.Девчонки не любят больших компаний, они предпочитают одну или не более
2-х подруг. Мальчики собираются в более крупные группы и более склонны к
коллективным играм.
СЕМЕЙНЫЕ РАЗДУМЬЯ
Почему ребёнок лжёт?
— Из страха быть наказанным или униженным…
— Если чувствует себя отверженным(чтоб привлечь внимание к себе)
— Чтобы избежать насмешек…
— Чтобы отомстить родителям, которые, как ему кажется, его не любят…
— Подражает старшим (родителям, другим членам семьи) или сверстникам…
— Из-за чрезмерной опеки родителей, когда ребёнок болезненно воспринимает её
проявления и протестует, обманывая взрослых…
— Если есть нарушения в развитии психики (неуправляемые и агрессивные дети
лгут в 2.5 раза чаще, чем остальные)
Не делайте поспешных выводов, не уяснив точной причины подобного
поведения ребёнка.
СВОБОДНЫЙ РАЗГОВОР
Дурная привычка или болезнь?
Навязчивая привычка грызть ногти иногда действительно превращается в
болезнь. Как правило, она сочетается с другими невротическими
расстройствами.
Не надо: Одергивать ребёнка, наказывать его – это только усиливает
психологический дискомфорт: ведь грызть ногти он начинает чаще всего
именно в состоянии обиды, напряжения, тревоги.
Надо: Усилить уход за ногтями, избавить ребёнка от дурного примера, наладить
правильный режим, увлечь ребёнка интересными играми, рисованием,
конструированием, стараться, чтобы он больше бывал на свежем воздухе,
занимался физкультурой и спортом.
ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Дети не в тягость, а в радость. (Пословица)
— Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми.
(Уайльд)
— Если бы родители могли себе представить, как они надоедают своим детям
(Б.Шоу)
— Лучшее, что отец может сделать для своих детей – это любить их мать.
(Неизвестный автор)
— Многие детские годы – подражание серьёзной деятельности взрослых
(Я.Корчак)
— Что ты сам сделаешь для родителей своих , того же ожидай и себе от детей.
(Питтак)
— У ребёнка своё особое мнение видеть, думать и чувствовать; нет ничего
глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.(Ж.Ж.Руссо)
— Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами, учимся у них. (Я.Райнис)
— Привычки отцов, и дурные, и хорошие, превращаются в пороки детей.
(В. Ключевский)
Согласен ли ты с этими высказываниями?
РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА.
Закончив следующие предложения, уважаемые родители, вы сможете
ответить на вопрос: Кто я в глазах собственного ребёнка?
— Я словно птичка потому что…
— Я превращаюсь в тигра, когда…
— Я могу быть ветерком потому что…
— Я словно муравей, когда…
— Я – стакан воды…
— Я чувствую, что я кусочек таящего льда…
— Я — тропинка…
— Я – словно рыба…
-Я – макаронина…
— Я – чувствую, что я – скала…
ЗАПОВЕДИ
Как укладывать ребёнка спокойно спать?
1.Укладывать ребёнка в одно и то же время.
2.Создавать условия для постепенного перехода от игры ко сну «Кукла Настя
уже хочет спать».
3.Создавать традиции, которые станут любимыми для детей(взаимно говорить
«Спокойной ночи», спеть колыбельную, рассказать сказку или стишок…)
4.Исключать помехи при организации детского сна (излишний шум, темноту,
конфликты взрослых).
5.Продумывать каждодневно для ребёнка «Радость завтрашнего бытия» —
«Завтра опять в детском саду ты встретишься с друзьями» и т.д.
А как это делаете Вы, уважаемые папы и мамы? Ложится ли Ваш ребёнок
спать спокойно?
РАЗБРОС МНЕНИЙ
«Если ребёнок боится темноты…»
Нужно ли наказывать ребёнка за страх и называть его «Трусишкой»
— Да, иначе он никогда не перестанет бояться…
— Ни в коем случае. От этих слов страх не пройдёт. Он может уйти в глубину,
спрятаться, и ребёнок начнёт скрывать свою боязнь.
А каково Ваше мнение?..
Страх темноты свойственен многим детям. Если ребёнок не хочет
оставаться один в тёмной комнате, побудьте с ним, приласкайте, уговорите.
Можно оставить открытой дверь в освещённую комнату или зажечь ночник.
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ.
Чем интересуется Ваш ребёнок…
— Какие у него вкусы и привычки…
— О чём мечтает…
— Какие книги любит…
— С кем дружит , враждует, просто общается…
— Где среди кого и как самоутверждается…
— Какую позицию занимает в детском саду, во дворе…
— Любит ли детский сад…
— Какое здоровье…
— Какие проблемы…
Зная это, вы можете правильно строить свои отношения с ребёнком.
СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ!
А как в вашей семье?
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире –
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять постель.
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно почему,
Я начал огрызаться?
Ваш ребёнок не убрал за собой игрушки, Как Вы поступите: уберёте сами,
заставите его убирать, или поступите как — то иначе.
ПРИГЛАШАЕМ ПОРАЗМЫШЛЯТЬ.
Суждения шестилетних:
— Все папы и мамы любят своих детей, заботятся о них, а дети слушают их.
— Детей воспитывают мамы и бабушки, а папы только на работу ходят.
— Самый главный в доме – это Я!
— Папы всегда помогают мамам.
— Все мамы и папы всегда ссорятся.
— Взрослым вкусное не нужно, они не любят. Это я люблю. Я – ребёнок.
— Слушаться надо маму и папу. А бабушка – это так. Она должна меня
слушаться!
— Уступите мне место, я маленький!
Проанализируйте приведённые детские высказывания и сделайте предложение
о внутрисемейных отношениях и о месте ребёнка в семейном коллективе.
ВОПРОС РОДИТЕЛЕЙ — ОТВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Причины лени.
Лень – физическая болезнь ребёнка (пассивность, малоподвижность,
бездеятельность).
Лень – недостаток умственной пищи.
Лень – результат неумения познавать.
Лень – болезнь эмоций.
Лень – чрезмерная опека и возложение непосильных обязанностей
Лень – болезнь развития личности.
Надёжным средством борьбы с ленью является правильная организация всех
воспитательных влияний в семье, а также опора на прежние положительные
поступки самого ребёнка, использование их в воспитании.
( С Юркевич из книги «Светлая радость познания»)
Уважаемые родители! Только выяснив истинную причину лени, вы можете
правильно помочь своему ребёнку, опираясь на то положительное, что есть в
нём.

24.01.2024г.

Консультация для родителей дошкольников «Играем с детьми на улице зимой»

Активность в движениях — необходимое условие нормального роста и развития организма дошкольника. И если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, то в холодное время года их активность снижается. Снежная зима — это лучшее время для детских развлечений. Конечно, у ребенка должна быть соответствующая одежда, чтобы он не промок и не замерз. Зимние забавы для детей сделают холодное время года веселым и незабываемым.

Взрослым следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной деятельности дошкольников зимой. А для этого многим родителям надо преодолеть собственную боязнь свежего морозного воздуха, не исключать прогулки ребенка и в ненастную погоду, так как движения на свежем воздухе (особенно зимой) приобретают особую ценность.

Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является профилактическим эффективным средством закаливания детей, повышающим сопротивляемость их организма к инфекционным и простудным заболеваниям. Часто болеющие дети, имеющие какое-либо хроническое заболевание, особенно нуждаются в регулировании двигательной нагрузки в зимнее время. Им чаще необходимо чередовать более подвижную деятельность со спокойной. Например, после неоднократного скатывания с горки — предложить медленно покатать куклу по дорожке на санях, подвижную игру «Ловишки» сменить метанием снежков в цель.

Несомненно, надо учитывать конкретную погоду: наличие ветра, осадков, повышение температуры воздуха к концу прогулки — и постараться не допускать ни перегрева, ни переохлаждения играющих детей.
Привычка гулять и играть в холодное время года закалит не только тело, но и характер ребенка.

Там, где проявляется действенная забота о том, чтобы малышам было интересно на площадке, дети и в зимнее время двигаются много и охотно. Снег является прекрасным строительным материалом. Из него можно соорудить постройки для разнообразных движений. Хорошо заранее предусмотреть места их расположения.

Благоустраивая игровую площадку, необходимо учитывать конкретные условия. Например: уже имеющуюся возвышенность можно превратить в горку, если подсыпать снег к бревну или дереву, обложить его вокруг утрамбованным снегом — получится снежный вал, по которому можно ходить, съезжать с него, перебрасывать, через, него снежки.

Оставшийся от спиленного дерева пенек послужит основой для снежной фигуры медведя, зайца, оленя, в лапах, которых укрепить корзину, ящик, в который можно метать снежки. Между деревьями, прокладывается лыжня. Скамейку можно использовать для упражнений в равновесии, снежные бугорки для спрыгивания, открытый неглубокий лабиринт для разнообразных игр.

Особое внимание надо обратить на одежду ребенка, так как его активность во многом определяется ее целесообразностью в зависимости от конкретных погодных условий.

Родителям следует быть внимательными к ребенку, занятому физическими упражнениями, чтобы он не превысил свои реальные возможности, а это часто бывает в увлекательных играх и соревнованиях. Покраснение лица, частое шумное дыхание, возбуждение, конфликты с товарищами, нарушение координации движений — признаки чрезмерной нагрузки.

Необходимо тактично переключить дошкольника на менее подвижную деятельность, но не наказывать полным прекращением движений, когда разгорячённый игрой ребенок может переохладиться.

Родители могут использовать зимние условия для упражнений детей в следующих движениях:
• Ходьба по следам, ходьба с подниманием колен, ходьба приставным шагом вправо и влево, восхождение на гору, и спуск с нее, ходьба змейкой между прутиками, вокруг сугробов.
• Бег до дерева, змейкой, с горки на горку, наперегонки, с ловлей, с увертыванием.
• Упражнение в равновесии: ходьба по снежному валу прямо, боком, приставными шагами, перешагивание через снежки, палочки.
• Прыжки на месте и, продвигаясь вперед на расстояние 3-4 м, спрыгивание со снежного вала или бугорка, прыжки вокруг сугроба на двух и на одной ноге.
• Подлезание под ветку, в снежном тоннеле.
• Метание в вертикальную и горизонтальную цель, на дальность, метание вверх.

Игры на снежной площадке

Во время оттепели, когда снег хорошо лепится, из него можно соорудить снежную крепость, фигуры зверей, снеговика, заготовить снежки для игр с метанием.

Скатай шар
Играющие делятся на равные возрастные группы, договариваются о продолжительности игры (4-5 мин) и начинают катать снежный ком, стараясь делать его как можно большим. Выигрывает группа, скатавшая за установленное время самый большой ком.

Попади в колпак
Заранее лепится снеговик. Ему на голову надевают колпак(из картона) или корзину. С обозначенного расстояния 2-4 м, в зависимости от возраста играющих игроки по очереди бросают снежки, целясь в колпак. Выигрывает тот, кто попал большее число раз. Усложнение: не, просто попасть, а сбить колпак для этого надо попасть не в его основание, а в вершину.

Веселые снежинки
Играющие разбегаются по площадке. Взрослый говорит: «Ветер подул, закружил снежинки» — ребята кружатся на том месте, где их застал сигнал. Взрослый: «Снежиночки, пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть» — малыши приседают. Затем дети снова разбегаются по площадке, игра повторяется.

Попади в мяч
На среднюю линию площадки кладут два мяча (резиновые, волейбольные).С расстояния 2 — 3 шагов двое ребят стараются попасть снежками и откатить свой мяч за заднюю линию площадки. Выигрывает тот, кто сумеет это сделать первым.

Кто скорей по дорожке
Из палочек, льдинок выкладывают две-три дорожки к снежному валу (скамейке), шириной 30 см, длиной 3 — 4 м. На снежном валу укрепляют флажки или палочки. Играющие прыгают на двух ногах по дорожке. Выигрывает тот, кто первым допрыгал и взял с вала флажок.

Санки
Санки — это одно из любимейших развлечений детворы. Поэтому обязательно нужно зимой покататься с горки на санках. За дошкольниками и школьниками младших классов нужно обязательно присматривать. Кроме того, родители также могут участвовать в зимних развлечениях. Вы можете вместе с детьми придумывать различные способы катания на санках, а также следить за безопасностью.

Например, если вдруг случилось так, что в доме нет санок, то можно для спуска со снежной горки использовать шины от автомобиля или кусок линолеума. Также можно использовать кусок картона достаточно большого размера, чтоб ребенок смог поместиться на него и держаться за него вовремя спуска. Такие импровизированные сани ребенок с легкостью донесет до горки, а затем их можно будет выбросить в мусорный бак по дороге домой.

Ангелы
Игра «Ангелы» — это одно из лучших семейных развлечений. Покажите ребенку, как правильно делать снежного ангела. Например, выберите место в парке или во дворе, где есть достаточно места с чистым снегом. Вы можете вместе с ребенком повалиться в сугроб, рассказать ему, как нужно хлопать руками, чтобы получился ангел с крыльями. Затем помогите ребенку встать, чтоб не разрушился снежный ангел.
Если эта игра вам и вашему ребенку уже давно знакома, то попробуйте разнообразить ее. Например, придумывайте и создавайте на снегу отпечатки различных животных, растений и т. д.

Следы на снегу
Как только выпадет новый снег, можно найти в интернете информацию о том, как выглядят следы тех или иных животных, а затем отправиться с ребенком на прогулку и попытаться отыскать следы какого-нибудь животного (может, вы найдете след собаки, кошки, лисицы или зайчика, а может, какой-нибудь птички).
Также можно самим создавать различные следы. Вырежьте вместе с ребенком из картона следы (снежного человека, слона, великана и т. д.) и прикрепите их, например, веревкой или скотчем к детской обуви, а затем отправляйтесь на прогулку создавать следы.

Догонялки
Кроме того, можно поиграть в догонялки, но несколько усложнив эту игру. Например, расскажите ребенку, что волки в стае ходят друг за другом след в след, можете придумать интересную историю (или прочитать в интернете). А затем предложите ребенку поиграть в догонялки, но с условием, что догоняющий должен бежать по следам убегающего.

Ледяные пузыри
Еще одно весьма увлекательное занятие — надувание мыльных ледяных пузырей. Расскажите ребенку, как получаются снежинки, а затем, приготовив мыльный раствор и соломинку, отправляйтесь в сильный мороз на улицу выдувать ледяные пузыри. На сильном морозе мыльные пузыри начнут замерзать и образовывать в тонкой пленке снежные звездочки.

Снежные скульптуры
Когда на улице много снега, так и хочется слепить снеговика, но также можно пофантазировать и слепить какое-нибудь удивительное создание. Можно слепить сидящего человечка, перевернутого снеговика или целое семейство маленьких снеговиков.
Попробуйте слепить черепаху, кота, слоника или любое другое животное. Также снежные скульптуры можно украсить ненужными ленточками, пуговичками и другими недорогими предметами

06.12.2023г.

Консультация

«Что и как читать ребенку дома»

При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребенка обратите внимание на следующее:

Книга для ребенка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Картинки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребенок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметов реалистичны.

Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.

Читайте старшим дошкольникам объемные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги (чтение с продолжением) должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребенка: «На чем мы вчера остановились?» Обязательно пользуйтесь закладкой.

Старайтесь читать по определенной системе, например, познакомьте ребенка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги независимо от возраста ребенка обязательно назовите имя писателя или поэта , жанр и название произведения. Например: «Я прочитаю тебе русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»» Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.

Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностно относиться к книге.

Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо помыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция художественных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнет ее тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чем в ней говорится.

Объясните до начала чтения значения тех слов, без понимания которых ребенку будут неясны основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понятно ребенком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.

Читайте выразительно, стремясь донести до ребенка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определяет свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребенок.

 

04.09.2023г.

23.06.2023г.

 

 

11.05.2023г.

                          Как не надо кормить ребенка

СЕМЬ ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ «НЕ»

  1. Не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие — одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть, значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет, есть только чего-то определенного, значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого «откармливания»! Ребенок не сельскохозяйственное животное!    Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во   внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае, голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.
  2. Не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения,  настойчивые повторения, предложения — прекратить.
  3. Не ублажатьЕда — не средство добиться послушания и не средство наслаждения. Еда — средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.
  4. Не торопить.Еда — не тушение пожара. Темп еды — дело сугубо личное. Спешка еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один не дожеванный кусок.
  5. Не отвлекатьПока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако если ребенок отвлекается от еды сам, не  протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.
  6. Не потакать, но понятьНельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья или мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должно быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих «не» избавит вас от множества дополнительных проблем.
  7. Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно – так, только так! Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов и предложить поесть. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.

 

10.04.2023г.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

 Как правильно общаться с детьми?

Дети, как всем нам, взрослым, хорошо известно на собственном опыте, почему-то любят капризничать и выпрашивать себе то, о чём забудут через секунду. Они не задумываются над тем, что у нас мало денег на их прихоти, что мы не волшебники и не всегда можем по первому их требованию напоить, накормить, спать уложить, доставить до места назначения за долю секунды. Нас это раздражает, мы выходим из себя.

Когда ребёнок вас не слушается, можно действовать по-разному. Для нас легче импульсивно наорать на маленького человека, задавить его своим шумом, наказать, чтобы не только не слушаться нас, но и жить после этого не очень-то хотелось. В результате плохо не только ребёнку.

Представим себе такую ситуацию. Вы идёте с ребёнком в магазин, и он начинает выпрашивать у вас игрушки (все подряд) или с тарзановым воплем носиться по магазину (вырвался на свободу). Говорят, что некоторые дети даже валятся на пол, истошно орут и бьются головой об пол, когда им очень что-нибудь надо. Сразу реагировать на такое поведение не нужно, лучше сначала досчитать до 10, а уже потом действовать. Эмоции в сторону.

Делаем раз. Вовлекаем ребёнка в общественно полезный труд на благо семьи. В магазине есть, чем заняться любому малышу. Можно до выхода в магазин составить список покупок, которые делает ребёнок. Не умеет читать — рисуем. Бегать уже не будет, выпрашивать тоже. Ведь есть цель.

Делаем два. Если всё-таки расшумелся, то выражаем своё неодобрение поступка, а не личности. «Мне не нравится, как ты себя ведёшь! Покупателям мешает, когда дети носятся по магазину и кричат».

Делаем три. Заявляем о своих ожиданиях. «Мне бы хотелось, чтобы ты помог мне. Тогда мы успели бы ещё погулять, поиграть, порисовать, почитать и т.д.»

Делаем четыре. Если не успокаивается, предоставляем выбор. «Либо ты ходишь спокойно, либо мы уходим из магазина и ничего не покупаем».

Делаем пять. Если и это не помогает, осуществляем действие четвёртое. То есть, уходим домой.

Делаем шесть. Предоставляем возможность ребёнку самому испытать последствия своего плохого поведения. Например, в следующий раз не брать его с собой, напомнив о его поведении. Это можно сделать примерно так.

Ребёнок. Почему мне нельзя с тобой. Родитель. Ты сам можешь сказать, почему.

Ребёнок. Потому что я бегал по магазину? Родитель. Ты правильно догадался.

Ребёнок. Прости меня. Я больше так не буду. Родитель. У тебя ещё будет возможность доказать это.

Так можно поступать в любой ситуации, при решении любой проблемы. Используя этот алгоритм, мы не только находим общий язык со своими (или чужими детьми), но и помогаем ребёнку взрослеть, мы по-настоящему воспитываем его действием. Не читаем нотаций, не приводим положительные примеры, от которых мало толку. Общайтесь больше с детьми и, главное, живите с ними дружно в любой ситуации!

 

10.03.2023г.

                  Консультация для родителей

«Профилактика распространения COVID-19»

Возбудители коронавирусной инфекции высоко заразны и передаются преимущественно воздушно-капельным путем.

При чихании и кашле в воздухе вокруг больного человека распространяются микрокапли его слюны, мокроты и респираторных выделений, которые содержат вирусы. Более крупные капли оседают на окружающих предметах, и поверхностях, мелкие – долго находятся в воздухе и переносятся на расстояния до нескольких сот метров, при этом вирусы сохраняют способность к заражению от нескольких часов до нескольких дней. Основные меры гигиенической профилактики направлены на предотвращение контакта здоровых людей с содержащими вирусы частицами выделений больного человека.

Для кого наиболее опасна встреча с вирусом?

Особо тяжело переносят инфекцию дети и пожилые люди, для этих возрастных групп очень опасны осложнения, которые могут развиться во время заболевания. Дети болеют более тяжело в связи с тем, что их иммунная система еще не встречалась с данным вирусом, а для пожилых людей, также, как и для людей с хроническими заболеваниями, вирус опасен по причине ослабленной иммунной системы.

Группы риска

  • Дети
  • Люди старше 60 лет
  • Люди с хроническими заболеваниями легких (бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких)
  • Люди с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы (врожденные пороки сердца, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность)
  • Беременные женщины
  • Медицинские работники
  • Работники общественного транспорта, предприятий общественного питания

Меры профилактики

  • Часто и тщательно мойте руки
  • Избегайте контактов с кашляющими людьми
  • Придерживайтесь здорового образа жизни (сон, здоровая пища, физическая активность)
  • Пейте больше жидкости
  • Регулярно проветривайте и увлажняйте воздух в помещении, в котором находитесь
  • Реже бывайте в людных местах
  • Используйте маску, когда находитесь в транспорте или в людных местах
  • Избегайте объятий, поцелуев и рукопожатий при встречах
  • Не трогайте лицо, глаза, нос немытыми руками

При первых признаках вирусной инфекции – обратитесь к врачу!

Как не заразиться

  • Мыть руки после посещения любых общественных мест, транспорта, прикосновений к дверным ручкам, деньгам, оргтехнике общественного пользования на рабочем месте, перед едой и приготовлением пищи. Уделите особое внимание тщательному намыливанию (не менее 20 секунд), и последующему полному осушению рук.
  • После возвращения с улицы домой — вымыть руки и лицо с мылом, промыть нос изотоническим раствором соли.
  • Прикасаться к лицу, глазам-только недавно вымытыми руками. При отсутствии доступа к воде и мылу, для очистки рук использовать дезинфицирующие средства на спиртовой основе. Или воспользоваться одноразовой салфеткой, при необходимости прикосновения к глазам или носу
  • Надевать одноразовую медицинскую маску в людных местах и транспорте. Менять маску на новую надо каждые 2-3 часа, повторно использовать маску нельзя.
  • Отдавать предпочтение гладким прическам, когда вы находитесь в местах скопления людей, распущенные волосы, часто контактируя с лицом, увеличивают риск инфицирования.
  • Избегать близких контактов и пребывания в одном помещении с людьми, имеющими видимые признаки ОРВИ (кашель, чихание, выделения из носа).
  • Не прикасаться голыми руками к дверным ручкам, перилам, другим предметам и поверхностям в общественных пространствах.
  • Ограничить приветственные рукопожатия, поцелуи и объятия.
  • Чаще проветривать помещения.
  • Не пользоваться общими полотенцами.

Как не заразить окружающих

  • Минимизировать контакты со здоровыми людьми (приветственные рукопожатия, поцелуи).
  • Если вы испытываете недомогание, но вынуждены общаться с другими людьми или пользоваться общественным транспортом — использовать одноразовую маску, обязательно меняя ее на новую каждый час.
  • При кашле или чихании обязательно прикрывать рот, по возможности — одноразовым платком, если его нет — ладонями или локтевым сгибом.
  • Пользоваться только личной или одноразовой посудой.
  • Изолировать от домочадцев свои предметы личной гигиены: зубную щетку, мочалку, полотенца.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДНОРАЗОВОЙ МАСКИ СНИЖАЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ЗАРАЖЕНИЯ «COVID-19»

 

НАДЕВАЙТЕ МАСКУ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, В МЕСТАХ БОЛЬШОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ, ПРИ КОНТАКТАХ С ЛЮДЬМИ С СИМПТОМАМИ ВИРУСНОГО РЕСПИРАТОРНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
МАСКА ДОЛЖНА ПЛОТНО ПРИЛЕГАТЬ К ЛИЦУ И ЗАКРЫВАТЬ РОТ, НОС И ПОДБОРОДОК
ПРИ НАЛИЧИИ ВШИТОГО КРЕПЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ НОСА, ЕГО НАДО ПЛОТНО ПРИЖАТЬ К СПИНКЕ НОСА
ЕСЛИ НА МАСКЕ ЕСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СКЛАДКИ, – РАСПРАВЬТЕ ИХ
МЕНЯЙТЕ МАСКУ НА НОВУЮ КАЖДЫЕ 2-3 ЧАСА ИЛИ ЧАЩЕ
ВЫБРАСЫВАЙТЕ МАСКУ В УРНУ СРАЗУ ПОСЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОСЛЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАННОЙ МАСКЕ, – ТЩАТЕЛЬНО ВЫМОЙТЕ РУКИ С МЫЛОМ
НОСИТЬ МАСКУ НА БЕЗЛЮДНЫХ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВАХ – НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО
ПОВТОРНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАСКУ НЕЛЬЗЯ
ТОЛЬКО В СОЧЕТАНИИ С ТЩАТЕЛЬНОЙ ГИГИЕНОЙ РУК И КАРАНТИННЫМИ МЕРАМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАСКИ БУДЕТ МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАРАЖЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИИ
  • Проводить влажную уборку дома ежедневно, включая обработку дверных ручек, выключателей, панелей управления оргтехникой.

«COVID-19» — поможет маска!

В период активной циркуляции возбудителей коронавирусной инфекции напоминаем о целесообразности использования одноразовой медицинской маски в качестве эффективной меры профилактики заражения и ограничения распространения инфекции.

Эти вирусы передаются от человека к человеку преимущественно воздушно-капельным путём, через микрокапли респираторных выделений, которые образуются, когда инфицированные люди говорят, чихают или кашляют.

С воздухом эти капли могут попасть на поверхность слизистой оболочки верхних дыхательных путей здоровых людей, которые находятся рядом с заражённым человеком.

Заражение может происходить и в результате непосредственного или косвенного контакта здорового человека с респираторными выделениями инфицированного.

Использование одноразовой медицинской маски предотвращает попадание в организм здорового человека капель респираторных выделений, которые могут содержать вирусы, через нос и рот.

  • Надевайте маску, когда ухаживаете за членом семьи с симптомами вирусного респираторного заболевания.
  • Если вы больны, или у вас симптомы вирусного респираторного заболевания, наденьте маску перед тем, как приближаться к другим людям.
  • Если у вас симптомы вирусного респираторного заболевания и вам необходимо обратиться к врачу, заблаговременно наденьте маску, чтобы защитить окружающих в зоне ожидания.
  • Носите маску, когда находитесь в людных местах.
  • Используйте маску однократно, повторное использование маски недопустимо.
  • Меняйте маску каждые 2-3 часа или чаще.
  • Если маска увлажнилась, её следует заменить на новую.
  • После использования маски, выбросьте её и вымойте руки.

Одноразовая медицинская маска, при правильном использовании – надёжный и эффективный метод снижения риска заражения и предотвращения распространения.

 

 

12.02.2023г.

11.01.2023г.

Консультация для родителей

«Чистим зубы»

В полости рта человека находится большое количество микроорганизмов, они способны вырабатывать из сахаров, которые мы потребляем, клейкие вещества. Ими бактерии прилепляются к зубу – так образуется зубной налет. Бактерии зубного налета выделяют молочную кислоту, она начинает разрушать эмаль зуба и вызывает воспаление десен.

Кариес – заболевание, при котором происходит постепенное разрушение твердой ткани зуба, в результате чего в нем образуется полость. Последствия запущенного поражения зубов кариесом – развитие более опасных заболеваний. Если молочные зубы детей поражены кариесом, приходящие на смену им постоянные зубы тоже будут поражены кариесом.

Для профилактики кариеса очень важно рациональное питание. Для очищения зубов от налета и укрепление десен в рацион необходимо включать яблоки, морковь и другие жесткие овощи и фрукты в сыром виде. Основным строительным материалом для зубов является кальций. Он содержится в орехах, зеленых овощах, молочных продуктах. Очень холодная или горячая пища вредна для эмали зубов.      Еще вреднее – резкий перепад температуры. Чрезмерное потребление углеводов способствует заболеванию кариесом. Залог здоровья зубов – регулярный правильный уход.

 Ежедневная гигиена полости рта включает:

  • тщательную чистку зубов утром и вечером;
  • очищение полости рта после каждого приема пищи;
  • уход за межзубными промежутками с помощью зубной нити или зубочистки.

Обо всем этом нужно рассказать ребенку, чтобы он стал осознанно следить за своими зубами. Пусть малыш задумается, для чего нужны зубы:

  • предложите ребенку попытаться откусить кусочек яблока или морковки, закрыв передние зубы губами;
  • предложите малышу сказать «дом», «стол» и другие слова, не касаясь языком передних зубов;
  • предложите закрасить черным фломастером несколько зубов на фотографии в журнале и увидеть, какой не красивой стала улыбка.

Ребенок должен осознать, для чего он чистит зубы, самостоятельно сделать вывод о необходимости ухаживать за зубами.

 Чистить зубы надо правильно:

  • начинают с верхней челюсти – движения щеткой «смещающие», сверху вниз по 10 раз на каждые 2 зуба.
  • Сначала чистится внешняя, затем внутренняя сторона зубов
  • таким же образом чистим зубы нижней челюсти – движениями снизу вверх;
  • жевательную поверхность чистим круговыми движениями, продвигаясь от щеки к центральным зубам.

23.12.2022г.

Рекомендации для родителей

«Зимняя прогулка с детьми»

Что сделать, чтобы зимняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке зимой?

В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с горок на санках. Но всё же, постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой.

  1. Когда вы идёте утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей, как кружатся снежинки, на их форму. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожи на цветы, звёздочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или тёмном рукаве пальто. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, тогда говорят, что идёт «снежная крупа». При сильном ветре идёт сплошная «снежная пыль»— это ветер обломал у снежинок красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой, окутывают всё вокруг.
  2. Обратите внимание детей на зимние деревья. Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто – то украсил их кружевом. Любуясь деревьями в разную погоду, попросите детей высказать свои впечатления, учите их сравнивать. Пусть дети найдут такое сравнение«красиво, как в снежном царстве».
  3. Зимойв особом внимании нуждаются зимующие птицы. Вместе с детьми смастерите, и повесьте за окном или рядом с домом кормушку для птиц. Каждый день выносите к кормушке хлебные крошки и подкармливайте птиц. К кормушке прилетают разные птицы. Легко узнать воробья по коричневому оперению. Обратите внимание детей на то, что в сильные морозы воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив пёрышки, нахохлившись – так они греются. Дети должны узнать снегирей по красной грудке и серо – синему оперению.

Чтобы прогулка зимой с ребёнком принесла не только пользу, но и доставила радость и много приятных впечатлений, заранее можно запланировать, чем вы будете заниматься.

  1. Слепите снеговика или любого сказочного героя, которого знает ваш малыш.
  2. Можно построить сказочный замок или слепить снежки и покидать их. В этом случае запаситесь непромокаемыми варежками или перчатками, либо возьмите с собой запасные.
  3. Можно просто порисовать палочкой на снегу, а можно создать на снегу рисунки-шедевры. Для этого заранее дома растворите цветную акварель, залейте получившуюся краску в пластиковую бутылку, проделайте в крышке дырочку и творите!
  4. Если выпало много снега, значит обязательно строятся горки из снега. Если нет сильного мороза, и температура воздуха позволяет можно смело отправляться на горку, прихватив с собой санки. По дороге полюбуйтесь красотой зимней природы. Понаблюдайте за деревьями, птичками. Ребёнок получит больше знаний. Изучайте на снегу следы птиц и животных. Предложите малышу сравнить ваши следы и его, объясняя, что его маленькие, а ваши большие.
  5. Смастерите кормушки для птиц, используя пакеты из-под сока или молока. Готовые кормушки развесьте на деревьях возле дома и регулярно подсыпайте хлебных крошек.
  6. Вы решили потрудиться, разгрести снег лопатой, не лишайте своего малыша того же! Дайте ему маленькую лопатку, пускай он тоже потрудиться.

На прогулке ребенок получает новые знания и впечатления. Как видите, зимой много интересных занятий, которые доставят радость вам и вашим детям, всё зависит от вашего желания. Учитывая предпочтения своего ребёнка, вы сможете к этому списку добавить свои оригинальные идеи зимней прогулки. Пусть их будет, как можно больше!

 

12.12.2022г.

25.11.2022г.

Рисуем быстро!

28.10.2022г.

22.07.2022г.

20.05.2022г.

20.04.2022г.

Консультация для родителей

«Играя, развиваем речь: игровые методы и приёмы по развитию речи

в повседневной жизни.»

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во — первых, выражает свое отношение к окружающему, во — вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник  учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих.  Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу.

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.

Методы развития речевых навыков.
Приведенные ниже рекомендации помогут родителям развить и улучшить речевые навыки детей. Данные приёмы просты и эффективны, их нетрудно освоить самостоятельно.
1. Постепенно увеличивайте словарный запас ребенка. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
2. Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребёнка.
3. Знакомьте ребёнка с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что и как, зачем и почему происходит.
4. Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (платье – воротник, рукава, карман, пояс…).
5. Обращайте внимание на правильность произносимых слов. Поправляйте ребёнка корректно.
6. Обучайте ребёнка говорить правильные окончания в словах.
7. Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять.
8. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.
9. Рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним.
10. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
11. Спрашивайте о прошедшем дне, услышанной истории, просмотренном мультике. Обсуждайте героев сказок, сюжет. Задавайте наводящие вопросы.
12. Читайте стихи, отгадывайте загадки, пойте песенки.
13. Не забывайте о мелкой моторике, работайте с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин). Научитесь завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
14. Играйте в словесные игры: «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет», «Какой, какая, какое» и т.д. (см. приложение).
15. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять ребёнка.

Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.

По дороге из детского сада (в детский сад).

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

— Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

— Медведь осенью засыпает, а весной…

— Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

— Мокрое бельё развешивают, а сухое…

— Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

— Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

— Бодается, мычит, пасётся?

— Крадётся, царапается, мяукает?

— Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

— Четыре ножки, спинка, сиденье.

— Корень ствол, ветки, листья.

— Носик, крышка, ручка, донышко.

— Корень, стебель, листья, лепестки.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

«Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)»

 

Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают.

09.02.2022г.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях.»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.)
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт);
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта);
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента);
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата);
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста:
Спрятанная картина:
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла
Вывод: Красный цвет — не чистый, он содержит в себе жёлтые, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
Мыльные пузыри:
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Что плавает, а что тонет?
Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.
Материалы: жидкость, предметы из различных материалов
Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.
Вывод: Предметы из дерева не тонут.
Куда деваются сахар и соль?
Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.
Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.
Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?
Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.
Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.
Какого цвета вода?
Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.
Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).
Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.
Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода.
Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.
Так же можно смешивать и сами краски.
Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.
Куда девалась вода?
Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.
Материалы:
Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.
Вывод: Ткань впитывает воду, и сама становится мокрой.
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.
Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.
Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика).
Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.
Что нужно делать?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.